Западные санкции существенно ударили по логистическим цепочкам. Затронули они и производство, ремонт авиа- и наземного транспорта. Возникает вопрос, сможет ли Россия обеспечить граждан пассажирскими автобусами. Это особенно важно для тех, кто регулярно пользуется городским и межгородским общественным транспортом.
Общественный транспорт выпускают на заводах в разных субъектах Российской Федерации. Большинство из них собирают и ремонтируют пассажирские автобусы. Этот транспорт выпускают на:
Отметим, что в России лучше всего продаются именно пассажирские автобусы отечественных производителей. В 2020 году больше всего этого транспорта продали «ПАЗ», «ЛИАЗ» и «НеФАЗ». В следующем году продажи автобусов выросли на 17,1%. Эксперты отметили возвращение на уровень 2019 года, когда общественный транспорт активно продавался. Тройка лидеров среди заводов оставалась прежней.
В период с января по март зафиксирован рост производства пассажирского транспорта на 2% в годовом сопоставлении. Самыми высокими показателями могут похвастаться:
Что касается продажи автобусов в России, то за первые четыре месяца показатель вырос на 22%. Однако если брать во внимание апрель, то зафиксировано снижение сразу на 35% в сравнении с предыдущим годом.
Основатель Volgabus Алексей Бакулин в апреле 2022 года заявлял об уверенности в росте производства, несмотря на введение западных санкций. Он отметил, что завод закупает комплектующие сразу у нескольких поставщиков. Разрыв логистических цепочек не стал катастрофичным для предприятия, уверял Бакулин.
Его мнение не разделил заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. Он отметил, что с февраля 2022 года отечественные автобусы подорожали примерно на 70%. Это катастрофический показатель. Такие цены делают транспорт менее доступным. Перевозчикам будет тяжелее пополнять автопарк. Ремонтировать транспортные средства также стало дороже: выросла стоимость запчастей от 15 до 100%. Себестоимость деталей возросла резко. Шины также серьезно подорожали, от 40 до 80%.
Директор ассоциации ТАМА Норайр Блудян считает, что в ближайшее время пассажирские транспортные предприятия не столкнуться с острыми проблемами из-за санкций. Их запасов, по мнению Блудяна, хватит на бесперебойную и беспроблемную работу максимум до осени.
Основные трудности, с которыми столкнутся участники сферы пассажирских перевозок:
Представитель «Бежицких маршрутных такси» Юрий Ивашин подметил еще одну проблему. Пассажирским автобусам стало тяжелее проходить техосмотр из-за изменения правил. С первого раза это не удается. Учитывая дороговизну ремонта и замены деталей, это несет дополнительные финансовые затраты.
Важно! Особенно проблематично проводить ремонтные работы перевозчикам, у которых в автопарке преимущественно автобусы иностранных производителей. Детали доставляют в Россию с огромными перебоями. Эта проблема уже остро стоит.
Многие аналитики говорят, что детали можно заказывать у других поставщиков. Наиболее оптимальным вариантом является китайский рынок. Александр Пашута, занимающий должность регионального директора ООО «Канавара Групп», уверен, что такой шаг позволит быстро справиться с дефицитом запчастей для пассажирских автобусов. Однако нужно быть готовыми к некоторым трудностям из-за повышения спроса;
Наиболее простым способом решить проблему с запчастями является перестройка логистических цепочек. Однако еще рассматривается вопрос локализации производства сложных узлов в пределах страны. Если выстроить логистические цепочки можно в течение года, то второе решение более сложное. По самым позитивным прогнозам, локализация производств сложных узлов займет минимум 5 лет. И это при условии разработки оптимальной дорожной карты и мощной поддержки со стороны государства.
Так, западные санкции серьезно ударили по рынку пассажирских автобусов в РФ. В то же время ситуацию нельзя назвать катастрофической. Производства смогут и дальше выпускать общественный транспорт и обеспечить страну автобусами, пусть и не без проблем.
Мы покажем Вам сколько ещё есть интересных мест в этом мире.